О чем договорились на конференции по климату в Париже

Дата публикации: 15 декабря 2015

Источник: http://green-city.su/zelyonyj-parizh/, автор — Сергей Панасенко, 15 декабря 2015

Соглашение по климату, принятое на конференции ООН в Париже COP21, ещё предстоит ратифицировать более чем 150 странам – участницам конференции, утвердив на Генеральной ассамблее ООН весной 2016 года. Но уже сейчас о решениях парижского экологического саммита написано столько, сколько не писали, пожалуй, ни об одной другой экологической встрече в верхах за всё время их проведения.

Конференция по климату в Париже

Впервые в истории 150 стран официально пообещали уменьшить количество диоксида углерода, который они выбрасывают в атмосферу, и наращивать сокращения с течением времени. Под обязательством подписалось больше глав правительств, чем под любым международным пактом на эту тему прежде. Причём подпись поставили руководители не только богатых страны Севера, но и развивающихся южных, чьи выбросы в ближайшее время заткнут за пояс индустриально развитых конкурентов.

На улицах Парижа продолжаются демонстрации «зелёных», считающих, что достигнутые договоренности – это и мало‚ и поздно. Для «зелёных» было сделано специальное отступление от режима чрезвычайной ситуации, формально действующего во Франции и налагающего запрет на любые массовые акции. «Ни два, ни полтора»: так в вольном переводе на русский звучит их лозунг, оценивающий результаты саммита как недостаточно решительные и энергичные.

cop21-0

Так два или полтора?

Самым известным итогом саммита стало появление новой целевой величины: предельного прироста среднегодовой температуры свыше до-индустриального уровня. Если раньше во всех документах фигурировали 2 градуса, то теперь в качестве ориентира признано целесообразным установить 1,5. Последние научные данные показали, что потепление на 2 градуса всё равно может иметь катастрофические последствия, и с этой точки зрения 1,5 градуса как цель выглядят гораздо более успокаивающе. Однако радоваться рано: несмотря на все принимаемые меры, 2015 год всё равно оказался самым жарким, и поведение Эль-Ниньо пока не сулит ничего хорошего на 2016-й год. Многие скептики вообще думали, что саммит откажется от «двух градусов» из-за очевидной непрактичности такого критерия. Но вышло иначе.

Если говорить об остальных ключевых моментах 31-страничного документа – финальной резолюции – то они таковы.

Лес. Стороны обязуются принимать меры по противодействию деградации лесов, сохранять их и внедрять практику устойчивого управления лесами.

Затраты. Развитые страны продолжат играть ведущую роль в мобилизации финансов из широкого спектра источников, помогая развивающимся странам нести бремя экологических инициатив. Многие страны третьего мира, правда, остались разочарованы тем, что в документе не названа конкретная сумма: хотя бы $100 млрд. в год в виде взносов богатых стран (об этом упоминается только в преамбуле документа, но она не является юридически обязывающей). Развивающиеся страны сетуют, что даже этой суммы не будет достаточно, чтобы помочь им построить систему быстрого перехода на использование возобновляемых, а не ископаемых источников энергии.

Транспарентность. Чтобы укрепить взаимное доверие и уверенность в единстве целей, по инициативе Соединенных Штатов прошло предложение о формировании единой системы учёта сокращения углеродного следа всех стран, будь то развитых или развивающихся.

Сбалансированность. Чтобы достичь цели по лимиту температуры, стороны будут в соответствии с имеющимися возможностями стремиться к балансу между антропогенными выбросами сегодня и абсорбцией парниковых газов во второй половине века. Большая часть мировых запасов угля, нефти и газа должны остаться в земле и не могут быть сожжены. Но документ допускает, что по крайней мере некоторые ископаемые виды топлива могут продолжать гореть до тех пор, как выбросы парниковых газов поглощаются растущим количеством лесов.

Убытки и потери. В первый раз тема потерь и компенсаций попадает в международный документ такого ранга. Эти вопросы были включены в соглашение по инициативе и по требованию малых островных стран, добивавшихся признания их страданий и ущерба от последствий изменения климата. Хотя в документе нет указания на виновников этих несчастий, но сам факт признания их уже считается важным шагом к определению ущерба, возникшего от роста глобальной температуры.

Шаг – пять лет. Каждая сторона обязуется раз в пять лет задавать новые более строгие ориентиры выбросов, которые затем будут оцениваться с глобальной точки зрения. Этот пункт встретил ожесточённое сопротивление некоторых стран, в первую очередь Индии, требовавших установить 10-летний шаг.

Согласован пакт по климату

Сроки и даты

Парижское соглашение устанавливает новый цикл встреч и переговоров по вопросам климата. Ближайшая встреча пройдёт в 2018 году: страны договорились провести «стимулирующую конференцию». Если все соглашения будут ратифицирована более чем 55% членов ООН, ответственных минимум за 55% глобальных выбросов, Парижское соглашение окончательно вступит в силу в 2020 году.

Затем в 2023 году мир вновь встретится на «глобальной инвентаризации», где страны, как предполагается, объявят о новых и улучшенных планах по сокращению выбросов. Богатые страны могут также предложить здесь денежную помощь для бедных. И далее каждые пять лет после этого, на неопределенный срок, мир будет вновь и вновь встретчаться, чтобы обсуждать свои новые планы и действия.

Париж 2015

Место России

Как и следовало ожидать, самые большие споры вызвала тема распределения груза ответственности – за то, что уже произошло, и за то, что предстоит сделать. Богатые страны хотят тратить поменьше, указывая на уже понесённые затраты по спасению климата, развивающиеся говорят, что их экономическое развитие не может быть принесено в жертву. Отдельной темой была сложная позиция стран-экспортёров, для которых идея «оставить нефть в земле» означает переход к совершенно иной модели развития. В этом смысле всех поразило смелое выступление Сергея Донского, пообещавшего, что Россия будет двигаться в направлении безуглеродного развития. Он пообещал инвестиции в размере $200 млрд. до 2035 года на поддержку и развитие энергоэффективности и экономики с минимальным производством сжигаемых углеводородов.

Как пояснил Сергей Донской, итоговое соглашение не предусматривает юридических обязательств по объемам сокращения выбросов, и каждая из стран самостоятельно определила свой вклад в глобальное реагирование на изменение климата. Несмотря на отсутствие установленных обязательств, Россия не допустит роста объема выбросов до 2030 г. выше уровня 70% от 1990 г.

Как отметил Донской, поскольку вклады стран не отражены в тексте соглашения, новый документ вряд ли будет способствовать реализации экономических механизмов, аналогичных Киотскому протоколу. При этом соглашением предусматривается возможность передачи на добровольной основе своих результатов предотвращения изменения климата (сокращений или поглощений выбросов) другим странам для достижения ими своих национальных вкладов.

«В настоящее время мы уже начали прорабатывать с бизнесом вопросы использования этого механизма», – отметил он.

Наверх
Adblock
detector