Торф: хорошо забытое старое

Дата публикации: 25 сентября 2015

Почему Россия не использует топливо, которое валяется под ногами?

Торф

Поделили на пятерых

Первые упоминания об использовании торфа в качестве топлива относятся к 46 году нашей эры. В XII–XIII веках он был одним из ключевых энергоресурсов в Голландии и Шотландии, максимума его потребление в мире достигло к середине XX века, но затем спрос стал резко сокращаться. Человечество предпочло нефть, газ и уголь.

Торф имеет естественные ограничения по использованию: его трудно транспортировать, что привязывает источник потребления к месту добычи. Главное его достоинство – большие запасы. Торф – это 3% суши (около 4 млн кв. км) и примерно 500 млрд тонн. Правда, распределены они крайне неравномерно. Почти 90% приходится всего на пять государств – Россию, Канаду, США, Индонезию и Финляндию. В нашей стране 35% мировых запасов.

Пять крупнейших стран по площади залежей торфа, млн кв. км (источник– World Energy Resources. World Energy Council, 2013):

  • Россия — 1 390 000
  • Канада — 1 113 280
  • США — 625 001
  • Индонезия — 206 950
  • Финляндия — 89 000

Для справки

Торф – это возобновляемый природный биоресурс, который образуется в результате естественного отмирания и неполного распада болотных растений под воздействием биохимических процессов в условиях повышенной влажности и недостатка кислорода.

Лидером по использованию торфа является Финляндия, которая ежегодно сжигает его около 6,5 млн тонн. С помощью этого топлива в стране получают 5% электричества и 15% тепла. В Ирландии, к примеру, весь объем используемого торфа (примерно 4 млн тонн) превращается в свет, а в Белоруссии и Швеции практически все уходит в тепло.

Болота России как источник энергии

В России, несмотря на богатейшие запасы, ежегодная добыча торфа не превышает 2 млн тонн. При этом почти 70% производства и потребления сфокусировано в Приволжском федеральном округе, а конкретно – в Кировской области, где используется около половины всего российского торфа.

По оценкам экспертов, в России ежегодный прирост запасов торфа составляет 252 млн тонн, что на два порядка больше объема современной добычи.

Добыча и потребление этого топлива за последние 15 лет упали в пять раз, и основной спад пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов. Причин для этого несколько. В связи с газификацией регионов, которая охватывала в том числе небольшие поселения, многие торфодобывающие предприятия закрылись, не сумев выстоять в конкуренции с низкими (тогда субсидируемыми) ценами на газ. Сегодня у торфа появляется все больше перспектив, так как цены на газ и уголь растут.

Стимул для развития этого вида энергетики придаст и то, что вскоре в России торф будет отнесен к возобновляемым источникам энергии – соответствующие изменения в законодательство уже согласованы на уровне Кабинета министров. Это позволит проектам в торфяной энергетике получать господдержку наряду с солнечными и ветровыми проектами.

В мире торф официально не относится к классическим возобновляемым источникам энергии, таким как солнце, ветер или биомасса. Между тем на 25-й сессии Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) было решено исключить торф из списка ископаемого топлива и поместить в собственную категорию («Торф») перед биотопливом. Европейский парламент в резолюции 2006 года по стратегии для биомассы и биотоплива определил торф как медленно возобновляемый энергетический ресурс.

Наверх
Adblock
detector