Солнечная энергетика, электромобили и конец роста сырьевого сектора к 2020
Дата публикации: 4 февраля 2017
Владимир Сидорович,
В полку энергетических прогнозов прибыло. Организация Carbon Tracker, известная своими обстоятельными исследованиями энергетической трансформации, совместно c Институтом Грэнтама (Королевский колледж Лондона) представили совместную работу «Ждать непредвиденного: разрушительная сила низкоуглеродных технологий».
В докладе анализируются возможности солнечной энергетики и электромобилей, стоимость которых быстро снижается, заместить потребление ископаемого сырья и сократить выбросы СО2.
Основные выводы исследования
Солнечная фотоэлектрическая энергетика (включая затраты на соответствующие накопители энергии) может производить 23% мировой электроэнергии к 2040 г и 29% к 2050 г, полностью заменив угольную генерацию и оставив природный газ всего лишь с однопроцентной долей в мировой электроэнергетике.
Доля электромобилей в глобальном парке автомобилей может достичь 35% к 2035 (BP в своём Energy Outlook 2017 предсказывает 6%), а к 2050 более двух третей наземных транспортных средств будет представлено электрическими машинами. Указанная траектория роста приведёт к снижению потребления нефти на 2 млн. баррелей в день к 2025 г, на 16 — к 2040 и и на 25 млн. баррелей в день — к 2050 г.
Потребление угля и нефти достигнет пика в 2020 году, а рост потребления природного газа существенно сократится по сравнению с другими энергоносителями. Напомню, что главный финансист нефтегазового гиганта Royal Dutch Shell также высказывал предположение о пике нефти через пять лет.
Стоимость электромобилей сегодня падает быстрее, чем говорят прогнозы. Электрический легковой транспорт может достичь стоимостного паритета с бензиновыми/дизельными автомобилями уже к 2020 г, что может привести к полному «переформатированию» автомобильного рынка в долгосрочной (до 2050 г) перспективе.
Данное развитие позволит ограничить глобальное повышение температуры 2,4 — 2,7 градусами Цельсия (с 50% и 66% вероятностью соответственно) сверх доиндустриального уровня к 2100 г., что существенно ниже, чем траектория, задаваемая текущей политикой. Более амбициозные действия стран в сочетании с большим падением стоимости солнечных электростанций и электромобилей смогут ограничить потепление 2,1 – 2,3°С.
В то же время в отчете показывается, что сокращение выбросов углерода в энергетике и на транспорте недостаточно для достижения международных климатических целей. Для этого необходимо сокращение выбросов в других секторах, таких как отопление зданий и тяжелая промышленность.
Уже через 10 лет порядка 10% совокупного объема сырьевых рынков может «перетечь» к солнечной энергетике и электромобилям. Вроде бы немного. В то же время, например, потеря угольным бизнесом США схожей доли рынка привела к фактическому коллапсу отрасли, говорится в докладе.
«Сырьевая отрасль постоянно недооценивает, что солнечная энергетика и электромобили меняют правила игры. Будущие инновации могут сделать наш прогноз слишком консервативным уже через пять лет», — считают авторы.
Фокус доклада: солнечная энергетика и электромобили, как самые быстрорастущие сектора, влияние которых на энергетические рынки может быть взрывным. В то же время, разумеется, используемые расчетные модели учитывают достигнутую уже сегодня конкурентоспособность ветроэнергетики «во многих регионах мира» и предусматривают, что её доля в структуре мировой генерации составит 12% к 2050 (CAGR = 5,3%).
К докладу приложен отдельный «Технический отчет» (Technical report), где подробно описаны методология и используемые в докладе модели и допущения.