Переговоры на конференции ООН по климату вошли в решающую стадию

Дата публикации: 7 декабря 2015

Источник: http://tass.ru/obschestvo/2502652

ПАРИЖ, 5 декабря. /Корр. ТАСС Сергей Щербаков/. Переговоры в рамках Всемирной конференции ООН по климату находятся в решающей стадии. Такое мнение выразил президент Франции Франсуа Олланд, подводя итоги первой недели ее работы в Париже.

Президент Франции Олланд

«Переговоры еще не закончились. Более того, они находятся в решающей стадии», — заявил он.

Президент напомнил, что участники встречи во французской столице к настоящему моменту сумели выработать лишь черновой вариант договора.

«Еще только предстоит найти компромисс. Те, кто выступает за слишком амбициозное соглашение, рискуют оказаться в меньшинстве, — заметил Олланд. — Те же, кто хочет отделаться минимальными усилиями, в итоге лишь усугубят климатические катаклизмы».

Проект соглашения и задачи

После почти недельных согласований — конференция в Париже стартовала 30 ноября — изначально предложенный Францией документ уменьшился почти на треть: теперь он включает 48 страниц.

Главная цель осталась неизменной — ограничить глобальное потепление на планете 2 градусами по Цельсию к 2100 году. Однако единства между участниками Всемирной конференции в Париже о том, как достичь эту цель, пока нет.

«Необходимо по меньшей мере вдвое сократить все выбросы парниковых газов к 2050 году, а во второй половине столетия достичь так называемого показателя углеродной нейтральности, за которой последует достижение нулевого сальдо суммарных выбросов парниковых газов», — говорится в докладе ООН.

При этом человечество должно произвести не более 1000 гигатонн двуокиси углерода до конца столетия, чтобы ограничить потепление всего 2 градусами. «Превышение данного показателя приведет к повышению риска серьезных, повсеместных и в ряде случаев необратимых последствий в плане изменения климата», — считают международные эксперты.

Однако при сохранении нынешних темпов экономического роста и потребления традиционных источников энергии этот показатель будет значительно превышен, утверждают «зеленые» из неправительственных организаций.

Инвестиции в «зеленую» экономику

Одним из главных вопросов остается объем финансирования для развития возобновляемых источников энергии, главным образом, в странах со слабой экономикой. Государства Африки, Азии и Латинской Америки «настоятельно призывают» к тому, чтобы механизмы распределения обещанных развитыми державами инвестиций в размере $100 млрд, начиная с 2020 года, были четко прописаны в итоговом документе.

Как ожидается, распределением средств необходимых для «смягчения последствий и адаптации национальных экономик к энергетическому переходу» займется Зеленый климатический фонд ООН. Однако пока не ясно, на каких критериях будет строиться его работа.

Хозяйка Всемирной климатической конференции — Франция — в одностороннем порядке уже пообещала, что до 2020 года выделит странам Африки €2 млрд на развитие возобновляемых источников. «Эти инвестиции пойдут на развитие программ по использованию солнечной, ветряной и гидроэнергетики», — пояснили в Елисейском дворце.

Еще около €1 млрд Франция предоставит на борьбу с опустыниванием в странах Африки. Средства будут выделены в рамках проекта Африканского союза «Великая зеленая стена». Он предполагает создание лесной полосы, способной сдерживать расширение Сахары. Она протянется от Сенегала до Джибути, то есть от Атлантики до Красного моря. «Великая зеленая стена» будет иметь протяженность 7,7 тыс. км, ее ширина составит 15 км.

Всемирная конференция ООН по вопросам изменения климата, в работе которой принимают участие 195 государств, продлится в Париже до 11 декабря. По ее итогам ожидается подписание нового соглашения, которое обеспечит консолидацию международных усилий по снижению нагрузки на климатическую систему и заменит Киотский протокол после 2020 года.

Историческая справка

Источник: http://tass.ru/info/2297422

ТАСС-ДОСЬЕ /Татьяна Чукова/. Согласно данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), деятельность человека является одной из основных причин глобального потепления на планете. Существует высокая вероятность, что к 2100 г. средняя температура на Земле повысится более чем на 2°С. Специалисты предсказывают, что изменения климата, вызванные глобальным потеплением, могут повлечь за собой разрушительные последствия.

МГЭИК, созданная в 1988 г. совместно Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), стала первой международной организацией, занимающейся оценкой научно-технической и социально-экономической информации о климатических изменениях. Она анализирует изменение климата и его влияние на природу и жизнь людей, исследует возможности снижения антропогенного воздействия на климатическую систему (прежде всего, снижения выбросов парниковых газов). В настоящее время МГЭИК объединяет несколько сотен ученых из 130 стран мира.

Венская конвенция об охране озонового слоя

Первым международным документом по охране здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятных воздействий, связанных с изменениями в озоновом слое, стала вступившая в силу в 1988 г. Венская конвенция об охране озонового слоя (подписана в марте 1985 г.). Основные положения документа — сотрудничество в области исследования веществ и процессов, которые влияют на изменения в озоновом слое; наблюдение за состоянием озонового слоя; сотрудничество в области разработки и применения мер, контролирующих деятельность, которая приводит к неблагополучным последствиям в озоновом слое; обмен информацией между странами и др. Участниками конвенции являются 197 стран.

В 1989 г. вступил в силу Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (к Венской конвенции об охране озонового слоя; принят в сентябре 1987 г.). Он предусматривает для каждой группы галогенированных углеводородов, применение которых приводит к истощению озонового слоя, определенный срок, в течение которого они должны быть сняты с производства и исключены из использования (эти вещества, в частности, входят в состав резиновых и пластмассовых изделий, смесей для огнетушителей и др.). Участниками протокола являются 197 стран.
Рамочная конвенция об изменении климата

В 1991 г. были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК). 4 июня 1992 г. она была подписана на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и 21 марта 1994 г. вступила в силу. Документ предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, учитывающий различный уровень социально-экономического развития стран. Признается, что основную роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями должны играть промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой. Именно на них приходится наибольшая доля в совокупном объеме антропогенных выбросов парниковых газов (принцип исторической ответственности). К Конвенции присоединилось 195 стран.

Киотский протокол

В 1997 г. в дополнение к РКИК был принят Киотский протокол. Он предусматривал принятие конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению антропогенных выбросов парниковых газов промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Эти обязательства заключались в суммарном сокращении выбросов на 5,2% в период 2008-2012 гг. по сравнению с уровнем 1990 г. Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования, среди которых торговля квотами.

Для вступления Киотского протокола в силу требовалось соблюдение двух условий. Во-первых, его должны были подписать не менее 55 государств. Во-вторых, к протоколу должны были присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 г. приходилось не менее 55% общих выбросов парниковых газов. К сентябрю 2004 г. документ ратифицировали 124 государства, однако их суммарный объем эмиссий CO2 не превышал 44%. Судьба документа зависела от России, которая на тот момент занимала третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов. Документ вступил в силу в феврале 2005 г. лишь после присоединения к нему РФ. США отказались от ратификации, мотивировав свою позицию, в частности, тем, что выполнение обязательств по протоколу приведет к росту цен на энергоносители и нанесет удар по национальной экономике.

Предполагалось, что Киотский протокол закончит действовать 31 декабря 2012 г. и будет заменен новым документом. Однако в связи с тем, что соглашение о дальнейшем режиме климатического регулирования не было согласовано, было принято решение о его продлении на 5 лет — до 31 декабря 2017 г., а затем — до 2020 г. Этим решением был официально запущен второй период обязательств по этому соглашению (Киото-2). Среди тех, кто взял обязательства на второй период, 38 индустриально развитых государств, в том числе все страны-члены Евросоюза, а также Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Австралия, Украина, Белоруссия и Казахстан. На долю ратифицировавших продление договора государств приходится всего 15% от всех выбросов вредных веществ в атмосферу. Россия, Китай, Япония, Индия, Канада и США в новом периоде обязательств по договору не участвуют.

План «20-20-20»

В декабре 2008 г. саммит Евросоюза утвердил Программу по борьбе с изменением климата на период 2013-2020 гг. (План «20-20-20»). Этот план, рассчитанный на период действия Киотского протокола, предусматривает сокращение к 2020 г. на 20% от уровня 1990 г. объема загрязняющих выбросов в атмосферу, повышение до 20% в общей структуре энергопотребления доли энергии из возобновляемых источников и сокращение на 20% общих энергозатрат.

С 30 ноября по 11 декабря 2015 г. в Париже проходит 21-я конференция в рамках РКИК и 11-я в рамках совещания сторон по Киотскому протоколу. Их цель — подписание международного соглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2°C. Речь идет о соглашении, носящем обязывающий характер.

Наверх