Мотор-колесо Дуюнова: принцип действия, преимущества, конструктивные особенности
Дата публикации: 2 февраля 2020
Детальное описание простого электротехнического устройства с точки зрения взаимосвязи мотора и подвижных механизмов будет понятно лишь специалисту с образованием физика. А у остальных оно вызовет лишь скуку и зевоту. Действительно, цепь соединений между движком и приводимым в действие узлом посредством передачи достаточно сложна. И эта сложность играет плохую роль, делая конструкцию чувствительной к окружающим условиям и подверженной поломкам. Данную проблему попытался устранить Дмитрий Дуюнов, чье имя сегодня вписано в книгу самых громких изобретений XXI столетия.
Немного истории и технических подробностей
Дмитрий Александрович Дуюнов — инженер-изобретатель, имя которого стало известным в связи с созданием «мотор-колеса», не имеющего аналогов в мире. Длительные попытки оптимизировать конструкцию движка и привода привели к появлению новой уникальной технологии, когда мотор встраивается в колесный механизм и приводит его в движение. Даже человеку, далекому от мира науки и техники, понятно: такое изобретение может произвести революцию сразу в нескольких областях машиностроения. Отсутствие длинной и сложной цепи соединений между источником кинетической силы и точкой ее воздействия делает устройство мощнее, проще и надежнее, исключая сложные поломки и затратные ремонты.
Свое изобретение Дуюнов реализовал на базе асинхронного двигателя, конструктивные особенности которого предполагают встраивание. Чтобы добиться цели и усовершенствовать механизм вращения колеса, изобретатель надумал параллельно соединить два типа обмотки «треугольник» и «звезда». Стоит отдать должное уму квалифицированного специалиста: он не просто показал удивленной общественности свое творение, но и обосновал его теоретическими выкладками и позже успешно запатентовал.
Внести конструктивные доработки в асинхронный двигатель, по мнению Дуюнова, можно двумя способами:
- Заменить классическую обмотку изобретением специалиста.
- Изначально спроектировать и изготовить мотор с совмещенными обмотками, добиваясь тем самым более высокого уровня эффективности.
Новое электроколесо Дуюнова быстро нашло свое практическое применение. Сегодня на его основе выпускается двигатель под романтичным названием «Славянка», который устанавливается в качестве штатного мотора на целый ряд устройств: от электровелосипедов и электромобилей до небольших самолетов и катеров. Практический опыт показал, что технология российского изобретателя дает ощутимые результаты:
- энергоемкость машин сокращается на 10-40%, что гарантирует существенную экономию при нынешнем уровне цен;
- себестоимость двигателя уменьшается на 30% за счет уменьшенного количества деталей и расхода металла;
- значительное повышение уровня надежности и безотказности: движки, собранные по технологии Дуюнова, гораздо реже горят и ломаются, требуя дорогостоящего ремонта или замены.
Все перечисленное — вершина айсберга достоинств электродвигателя Дуюнова. В его пользу также свидетельствуют:
- увеличение крутящего момента до 50%;
- рост скорости на 10%;
- повышение качества разгона на 30%;
- увеличение рабочего ресурса и дальности поездок на 20-25%.
Чем объясняется популярность мотор-колеса Дуюнова
Стоит отметить, что общий принцип действия мотор-колес известен ученым умам, и в этом вопросе Дуюнов не сделал никаких ошеломляющих открытий. Однако все собранные на сегодня устройства работают на постоянных магнитах. Отказавшись от такого решения и заменив его совмещенными обмотками разных типов, инженер сумел превзойти показатели своего главного «конкурента» и предложить такие опции, которых нет и не будет у магнитов:
- мотор-колесо на обмотках не имеет тормозящих сил при отключении питания;
- его конструкция позволяет двигаться накатом;
- движок не затрудняет вращение педалей;
- рекуперация отличается высокой эффективностью;
- вращающий момент сохраняется на любом количестве оборотов;
- перегрузочная способность является управляемой.
Это часть характеристик электромотора Дуюнова, прославившего своего изобретателя. Понятно, что конкурировать с таким устройством обычным моделям мотор-колес будет непросто.
Перспективы нового открытия
Прекрасно понимая значение своего творения, Дуюнов и его единомышленники запустили в сети проект по сбору инвестиций для дальнейшего изучения возможностей и усовершенствования движка. Специалисты пугают россиян, что при их равнодушии и отсутствии инициативы изобретение уйдет за границу и будет осваиваться предприимчивыми дельцами США, Японии или Германии, желающими сохранить лидирующие позиции в мировом машиностроении. Есть и те, кто отказывает изобретению в правдивости, и к их мнению также стоит прислушаться:
Ролик «Двигатели Дуюнова: обман или нет» обсуждался в сети и вызвал противоречивые отклики. Нельзя не предположить, что это происки завистливых конкурентов или тех дельцов, кто хочет снять сливки с нового проекта. С другой стороны, недавняя история с изобретением движка Перендева и последующим уголовным делом наводит на грустные размышления и заставляет задуматься о целесообразности внешне заманчивого инвестирования.
Для домашних умельцев и практикующих физиков
Тем, кто хочет на собственном опыте испытать достоинства изобретения и собрать двигатель Дуюнова своими руками, придется непросто. Технология достаточно строго охраняется и даже является предметом заработка для компаний, обещающих перевести обычные транспортные средства на новый принцип действия. Гарантируя клиентам безболезненный переход на мотор-колесо Дуюнова, им предлагают:
- уменьшение шума в среднем на 5 Дб;
- рост пускового момента на 40% с одновременным сокращением кратности пускового тока на такую же величину;
- увеличение минимального и максимального крутящего момента соответственно на 40% и на 20%;
- заметное повышение надежности механизма.
Пройдет немного времени, и правда об асинхронном двигателе Дуюнова станет известна широкой аудитории. А пока всем заинтересованным лицам остается только ждать или попытаться собрать асинхронный двигатель Дуюнова по схемам, размещенным на профильных сайтах.