Захватывающие гонки солнцемобилей
Дата публикации: 6 марта 2016
Источник: http://iq.intel.ru/aurum_solar_car/
Раз в два года в Австралии случается удивительное событие – Bridgestone World Solar Car Challenge, гонка автомобилей, работающих на солнечной энергии. Во время соревнования необычные транспортные средства должны проехать 3000 километров по малонаселенным районам Южного Континента.
В 2015 году команда гонщиков из Мичиганского университета заняла четвертое место по итогам общего зачета. Это значительное достижение – в соревновании участвовали 42 электромобиля из 20 стран. Быстрее их машины под названием Aurum оказались только солнцемобили из Нидерландов и Японии.
«Очень волнительно участвовать в гонке такого масштаба, соревноваться с талантливыми инженерами со всего мира», — говорит Пейван Наик, студент отделения промышленной инженерии и один из менеджеров команды Мичиганского университета.
Над созданием солнцемобиля Aurum в течение двух лет работала команда из 70 высококлассных специалистов Мичиганского университета. В рабочую группу вошли студенты различных специальностей, включая информатику, бизнес, маркетинг, авиакосмическую промышленность, машиностроение и электротехнику.
Аэродинамический легковесный автомобиль на солнечных батареях с усовершенствованным компьютером и технологией цифрового отслеживания может развивать скорость до 160 километров в час.
Во время гонки Aurum сопровождали шесть автомобилей обеспечения! Один из них – метеорологическая лаборатория на колесах, которая ехала впереди солнцемобиля, чтобы заранее определять направление и скорость ветра, следить за облачным покровом и другими погодными условиями. Также была разведывательная группа, которая расчищала дороги от сбитых животных и других препятствий.
Еще в одном автомобиле обеспечения находилась команда, отвечающая за все коммуникации. Конечно же, не обошлось и без транспорта для инженеров, способных осуществлять мелкий ремонт солнцемобиля. В замыкавшем колонну огромном полуприцепе перевозились инструменты, оборудование, еда для команды и принадлежности для кемпинга.
Водители, способные протиснуться в небольшую кабину солнцемобиля, сменялись каждые несколько часов. «Солнцемобиль похож на Porsche. Он очень компактный, легкий и маневренный», — говорит Клейтон Дейли, один из пилотов Aurum.
Рядом с Aurum всегда ехал сопровождающий автомобиль, который собирал и обрабатывал данные с датчиков солнцемобиля. Высокие технологии помогают принимать решения в реальном времени, а это экономит драгоценное время.
«Гонка устроена так, что у вас может быть отличный солнцемобиль, но его победа или поражение определяются тем, что происходит в сопровождающем автомобиле», — говорит главный стратег команды и студент инженерно-технической специальности в области компьютерных наук Леда Дэйлер.
Сопровождающий Aurum автомобиль был оснащен сервером Intel, который помогал обрабатывать все данные: от количества солнечной энергии, необходимой солнцемобилю для езды по холмам или извилистой дороге, до влияния скорости ветра на энергопотребление.
Это непростая трасса, так что команда должна быть готова к меняющимся условиям. Бесплодные земли австралийских малонаселенных районов очень суровы. Там жарко днем и холодно ночью. Там нет сотовой сети и интернета.
«Нам пришлось создать действительно надежную сеть для всей колонны, — продолжает Дэйлер, – У нас был собственный интернет вещей».
Гонка заканчивалась каждый день в 17:00. Члены команды устанавливали солнечные панели автомобиля под углом, чтобы поймать энергию лучей заходящего солнца и зарядить аккумулятор. Ребята спали в палатках и работали до поздней ночи, продумывая стратегию, настраивая электронику солнцемобиля и готовясь к продолжению заезда на следующий день. Из-за отсутствия достаточного времени на сон и длительного нахождения на жаре команда и техника работали на пределе своих возможностей.
«Не существует простого способа сделать это, — говорит Дэйлер. — Всегда можно что-то улучшить. Нужно стараться превзойти технологии, которые могут использовать другие команды».
К тому же, во время гонки случаются непредвиденные ситуации. Например, именно во время заезда в 2015 году на финальном участке трассы небо затянули густые тучи, из-за чего скорость солнцемобиля существенно снизилась. При полноценном солнечном освещении панели могут генерировать до 1100 ватт электроэнергии, но при появлении облаков их эффективность снижается почти в 4 раза.
«В последний день отказал один из двигателей, в результате сильно выросло энергопотребление, — говорит Дэйлер. – Но, несмотря ни на что, все смогли собраться и сохранить позитивный настрой и энтузиазм».
Перед выпуском из Мичиганского университета участники гонки готовят новое поколение студентов к следующему соревнованию Bridgestone World Solar Car Challenge, которое пройдет в 2017 году. Для Дэйлер и Наик, которые проходили летнюю практику в Ford, гонка на солнцемобилях — это только начало работы над энергоэффективными и беспилотными автомобилями.
Научное сообщество всегда играло важную роль в развитии технологий. Возможно, эти революционные разработки автомобилей, работающих от солнечной энергии, смогут изменить жизнь многих людей.