Сжиженный природный газ — производство, хранение, перевозка

Дата публикации: 26 июня 2020

Отличие природного газа от сжиженного

Главное его отличие в том, что сжиженный газ измеряется в литрах, потому что он находится в жидком состоянии. А природный газ находится всегда в газообразном. Природный газ  добывают из-под земли уже в газообразном состоянии, и по магистралям он по всей территории России, и в принципе по всему миру, уже поступает непосредственно к потребителю.

Что выгоднее

Ещё очень важный вопрос, который постоянно возникает. Стоимость сжиженного газа и природного, что же выгодней? И что же эффективнее использовать? Для того, чтобы это понять,  нужно сжиженный газ, который находится у вас в литрах, перевести в газообразное состояние, в газ. Тогда его можно корректно сравнивать с природным газом. То есть там будут кубы, и здесь будут кубы. Сейчас на экранах вы ведите формулу, как правильно перевести сжиженный газ из литров в газообразное состояние и сравнить его с природным газом.

Как же рассчитать

Если вы хотите сами рассчитать, то это в принципе сделать несложно. Вы можете по формулам, которые мы показали, сами просчитать стоимость сжиженного газа и природного газа, и для себя понять разницу. Но если вам не хочется этого делать, можете воспользоваться нашими данными. Мы уже неоднократно это делали, неоднократно просчитали. У нас на канале есть даже видео, и есть отдельная статья, где мы сравниваем разные виды топлива: и дрова, и дизель, и сжиженный газ, и природный газ. Там всё очень подробно рассказано. Заходите, смотрите, изучайте.

Для тех, кто не хочет не считать, не смотреть видео, то просто воспользуйтесь моим советом. Мы уже неоднократно считали сами. Стоимость природного газа где-то примерно в два раза дешевле, чем стоимость отопления на сжиженном газе. Поэтому, если у вас есть возможность подключить природный газ недорого, обязательно его подключайте. Это будет для вас самое выгодное, что может быть на сегодняшний день.

Приведу пример, для отопления дома площадью в 100-150 квадратов природным газом вам потребуется финансов, примерно, 1500-2000 рублей в месяц, это в отопительный сезон зимой. Соответственно, сжиженного газа вам понадобится где-то на 3000-4000 рублей. Поэтому, если у вас есть возможность подключить природный газ, подключайте природный. Но если такой возможности нет, подключайте сжиженный. Ничего страшного в этом нет.

Зачем сжижают природный газ?

Из недр земли голубое топливо добывается в виде смеси из метана, этана, пропана, бутана, гелия, азота, сероводорода и других газов, а также различных их производных.

Часть из них применяется в химической промышленности, а часть сжигается в котлах или турбинах для генерации тепловой и электрической энергии. Плюс некоторый объем добытого используется в качестве газомоторного горючего.

Танкер для перевозки СПГ
Расчеты газовиков показывают, что если голубое топливо надо доставить на расстояние в 2500 км и больше, то в сжиженном виде зачастую делать это выгодней, нежели трубопроводным способом

Основная причина сжижения природного газа – упрощение его перевозки на дальние расстояния. Если потребитель и скважина добычи газового топлива находятся на суше недалеко друг от друга, то проще и выгодней проложить между ними трубу. Но в ряде случаев магистраль строить выходит слишком дорого и проблематично из-за географических нюансов. Поэтому и прибегают к различным технологиям получения СПГ либо СУГ в жидком виде.

Метод производства СПГ

Сжиженный природный газ производят путем проведения нескольких последовательных операций сжатия-охлаждения на специальных ожижительных установках (заводах). На каждой стадии газ сжимают в 5-12 раз, охлаждают до определенной температуры и направляют на следующую аналогичную ступень. Чистый метан переходит в жидкость при температуре -162,5 С. В случае природного газа, в зависимости от количества в составе других газов, эта температура может варьироваться, но обычно находится в пределах -158…-163 С.

При сжижении газ уменьшается в объеме до 600 раз. Сжижение газа — довольно энергозатратный процесс. На его проведение может расходоваться до 10% энергии, содержащейся в конечном продукте – СПГ.

Экономика и безопасность перевозок

После того как газ сжижен, он уже в виде жидкости закачивается в специальные емкости для перевозки морским, речным, автомобильным и/или железнодорожным транспортом. При этом технологически сжижение является достаточно затратным с энергетической точки зрения процессом.

На разных заводах на это уходит до 25% от исходного объема топлива. То есть для выработки нужной по технологии энергии приходиться сжигать до 1 тонны СПГ на каждые его три тонны в готовом виде. Но природный газ сейчас сильно востребован, все окупается.

Сжиженное и газообразное состояние
В сжиженном виде метан (пропан-бутан) занимает в 500–600 раз меньший объем, нежели в газообразном состоянии

Пока природный газ находится в состоянии жидкости, он не горюч и взрывобезопасен. Только после испарения в ходе регазификации, полученная газовая смесь оказывается пригодна для сжигания в котлах и варочных плитах. Поэтому, если СПГ или СУГ используются как углеводородное топливо, то их обязательно приходится регазифицировать.

Использование в различных сферах

Чаще всего термины «сжиженный газ» и «сжижение газа» упоминаются в контексте перевозки углеводородного энергоносителя. То есть сначала происходит добыча голубого топлива, а потом его преобразование в СУГ или СПГ. Дальше полученную жидкость перевозят и после вновь возвращают в газообразное состояние для того или иного применения.

Емкости для СУГ (пропан-бутана)
СУГ (сжиженный углеводородный газ) на 95% и более состоит из пропан-бутановой смеси, а СПГ (сжиженный природный газ) на 85–95% из метана. Это схожие и одновременно кардинально разные виды топлива

СУГ из пропан-бутана в основном используют в качестве:

  • газомоторного топлива;
  • горючего для закачки в газгольдеры автономных систем отопления;
  • жидкостей для заправки зажигалок и газовых баллонов емкостью от 200 мл до 50 л.

СПГ обычно производят исключительно для перевозки на дальние расстояния. Если для хранения СУГ достаточно емкости, способной выдержать давление в несколько атмосфер, то для сжиженного метана требуются специальные криогенные резервуары.

Оборудование для хранения СПГ отличается высокой технологичностью и занимает много места. Использовать такое топливо в легковых автомобилях не выгодно из-за дороговизны баллонов. Грузовики на СПГ в виде единичных экспериментальных моделей уже по дорогам ездят, но в сегменте легковушек это «жидкое» горючее вряд ли в ближайшем будущем найдет себе широкое применение.

Сжиженный метан как топливо сейчас все чаще используется при эксплуатации:

  • железнодорожных тепловозов;
  • морских судов;
  • речного транспорта.

Помимо использования в качестве энергоносителя LPG и LNG также применяются непосредственно в жидком виде на газо-нефтехимических заводах. Из них делают различные пластмассы и иные материалы на углеводородной основе.

Физические свойства СПГ

Физические свойства сжиженного природного газа зависят от компонентного состава и от давления. Например, для плотности в различных источниках указываются следующие диапазоны значений: 370-430, 430-470, 410-500, 400-420 кг/м3. В нижеследующей таблице отражены изменения плотности и температуры кипения СПГ в зависимости от различных значений избыточного давления и компонентного состава газа.

Зависимость плотности и температуры кипения СПГ от состава газа и избыточного давления
Источник: dolgikh.com
Давление, МПа Состав, % метана Молекулярная
масса, кг/кг·моль
Плотность, кг/м куб. Температура
кипения, °C
0,5 97 16,7 392 –135
80 20,9 459 –132
0,0 97 16,7 422 –162
80 20,9 495 –160

Основные физические характеристики сжиженного газа

  • Температура кипения при атмосферном давлении: –162°C
  • Плотность сжиженного газа при атмосферном давлении: 420 кг/м3
  • Низшая теплота сгорания (при 0°C и 101,325 КПа): 35,2 МДж/м3(или 11500 ккал/кг)
  • Пределы воспламенения при газификации: 4…16% (объемных)
  • Минимальная температура воспламенения газовоздушной смеси: 557°C (830 К)

В процессе регазификации СПГ из одного объема жидкости при стандартных условиях (21°C, 1 атмосфера) получается около 618 объемов природного газа. Жидкий газ обычно хранится в изотермических резервуарах при температуре кипения, которая поддерживается за счет испарения СПГ.

При сжижении природного газа повышается как калорийность газа, получаемого последующей регазификацией, так и самого СПГ. С одной стороны, в процессе сжижения удаляется углекислый газ, а с другой – ШФЛУ, входящая в состав СПГ, повышает калорийность, так как этан, пропан и бутаны обладают большей высшей теплотой сгорания (высшей удельной теплотворной способностью), чем метан (на кубометр газа или на кубометр СПГ; если сравнивать по весу, то выигрыш незначителен). Этот аспект можно учесть, проводя экономические расчеты за поставляемый СПГ на калориметрической основе (а не на волюметрической). Для примера, расчеты показывают, что энергетическая ценность СПГ, получаемого из газа нижнего мела месторождений полуострова Ямал, может достигать 23 MBTU/м3 (24,5 ГДж/м3), что на 10% больше, чем для СПГ, получаемого из сухого газа.

Примечание:

Высшая теплотворная способность газа в жидком виде при 15°C:

  • Метан – 16,672 ГДж/м3 (рассчитано условно как для идеального газа)
  • Этан – 18,459 ГДж/м3
  • Пропан – 25,358 ГДж/м3
  • n-бутан –28,715 ГДж/м3)

Потребительские свойства

Чистый СПГ не горит, сам по себе не воспламеняется и не взрывается. На открытом пространстве при нормальной температуре СПГ возвращается в газообразное состояние и быстро смешивается с воздухом. При испарении природный газ может воспламениться, если произойдет контакт с источником пламени. Для воспламенения необходимо иметь концентрацию газа в воздухе от 4,4 до 17 % (объемных). Если концентрация менее 4,4 %, то газа будет недостаточно для начала возгорания, а если более 17 %, то в смеси будет слишком мало кислорода. Для использования СПГ подвергается регазификации — испарению без присутствия воздуха.

СПГ рассматривается как приоритетная или важная технология импорта природного газа целым рядом стран, включая Францию, Бельгию, Испанию, Южную Корею и США. Самый крупный потребитель СПГ — это Япония, где практически 100 % потребностей газа покрывается импортом СПГ.

Страны-производители

В 2015 году странами — лидерами по поставкам сжиженного газа были:

  1. Катар (106,4 млрд м³ в год);
  2. Австралия (39,8 млрд м³);
  3. Малайзия (34,2 млрд м³);
  4. Нигерия (27,5 млрд м³);
  5. Индонезия (21,9 млрд м³);
  6. Тринидад и Тобаго (17 млрд м³)
  7. Алжир (16,2 млрд м³);
  8. Россия (14,5 млрд м³);
  9. Оман (10,2 млрд м³).

Каталог заводов по производству сжиженного природного газа.

Страны-потребители

Основными импортёрами СПГ в 2015 году были:

  1. Япония (118 млрд м³ в год);
  2. Республика Корея (43,7 млрд м³);
  3. Китай (26,2 млрд м³);
  4. Индия (21,7 млрд м³);
  5. Тайвань (18,7 млрд м³);
  6. Испания (13,1 млрд м³);
  7. Великобритания (12,8 млрд м³);

На 2014 год 29 стран импортировали СПГ.

За последние десять лет мировой спрос на СПГ увеличился вдвое, составив в 2016 году 258 млрд тонн.

Российские проекты СПГ – кто в доле

Все крупные российские СПГ-проекты экспортоориентированы и реализуются при участии одной из трех крупнейших российских газодобывающих компаний – «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка». По закону «Об экспорте газа» только эти компании имеют право поставлять сжиженный газ на внешние рынки. Однако доля их в СПГ-проектах составляет, в лучшем случае, чуть больше половины, остальное принадлежит зарубежным партнерам.

Первый завод по производству СПГ в России был запущен в 2009 году в рамках проекта Сахалин-2 компанией «Сахалин Энерджи», акционерами которой являются «Газпром» (50% + 1 акция), «Shell» (27,5% — 1 акция), «Mitsui» (12,5%) и «Mitsubishi (10%)». Действующие на заводе две технологические линии сжижают ежегодно 14,9 миллиарда кубометров газа, производя 10,8 миллиона тонн СПГ, который отправляется на экспорт в страны АТР.

В проекте «Ямал СПГ» участвуют «Новатэк» (50,1%), французская «Total», китайская «CNPC» (каждой из них принадлежит по 20% акций), а также китайский фонд «Silk Road» (9,9%). Первая линия предприятия была запущена в начале декабря 2017 года, в ближайшие год-полтора планируется запустить еще две лини, мощность каждой линии – 5,5 миллиона тонн СПГ. Основная часть газа уже продана в рамках долгосрочных контрактов. Среди покупателей, помимо самих участников проекта, испанская «Gas Natural Fenosa» и российский «Газпром».

В планах российского правительства – наладить добычу природного газа вдоль всей береговой линии от Балтийского моря до Тихого океана, однако срок реализации остальных проектов по производству СПГ назначен пока лишь ориентировочно – на 2022–2023 годы.

В Хабаровском крае планируется строительство Дальневосточного СПГ в рамках проекта «Сахалин-1». Оператор проекта – «Exxon Neftegas», дочерняя компания корпорации «Exxon Mobil» (30% акций), другими участниками являются японская «Sodeco» (30%), индийская «ONGC» и «Роснефть» (по 20%).

На Балтике, в районе морского порта Усть-Луга намерены построить свой второй завод по производству СПГ «Газпром» и «Shell». Мощность его составит 10 миллионов тонн в год с возможностью расширения до 15 миллионов тонн. Планируется, что газ будет продаваться на рынках Европы (в Испании, Португалии, Великобритании – как альтернатива трубопроводным поставкам) и Латинской Америки. Помимо этого, часть газа из Усть-Луги будет поступать в Калининградскую область для снижения зависимости региона от транзита газа через Литву.

Какие надежды возлагает правительство на СПГ

России необходимо наращивать производство СПГ, чтобы успеть закрепиться на этом перспективном рынке, считает президент Владимир Путин. По оценкам экспертов, спрос на газ к 2040 году увеличится более чем на 40%, а поставки сжиженного газа могут вырасти на 70%. Доля России на мировом рынке СПГ составляет сегодня порядка 5%, но к 2040 году планируется увеличить ее втрое, а производство отечественного сжиженного газа – в 8 раз.

Однако для того чтобы достичь таких результатов, России необходимо освоить технологии крупнотоннажного сжижения газа и наладить производство соответствующего оборудования. Поскольку сейчас у нас все импортное, то, по самым грубым оценкам, только в рамках капитальных затрат на сжижение нам придется «возвращать» поставщикам оборудования до 40% от цены реализации СПГ на конечных рынках.

Президент предложил привлечь к изготовлению оборудования для заводов СПГ российские оборонные предприятия. Предполагается, что в дальнейшем на заводе «Ямал СПГ» будет построена четвертая линия уже с помощью российских технологий. Мощность ее составит всего 1 миллион тонн, но зато она позволит «обкатать» технологии, которые затем будут применяться при строительстве других предприятий. Локализация производства поможет обеспечить загрузку отечественных заводов. По планам правительства, доля отечественного оборудования для проектов СПГ должна достичь 80% через пять лет.

Кроме того, «Ямал СПГ» позволяет освоить новый экспортный маршрут – через Северный морской путь, без строительства дорогостоящих газопроводов. Правда, вместо этого придется построить 15 танкеров-газовозов. Помимо них, в Баренцевом море планируется возвести четыре искусственных острова, на которых разместится Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Там будут изготавливать морские комплексы по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа, а также ремонтировать и обслуживать морскую технику и оборудование, используемые для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений. Острова обойдутся более чем в 25 миллиардов рублей, которые предоставит ОАО «Кольская верфь». Для первой очереди самого Центра строительства потребуется еще более 50 миллиардов рублей.

Насколько важен для России СПГ

«Газпром» выражает опасения, что российский СПГ может составить конкуренцию российскому трубопроводному газу. «Мы должны понимать, что тот же «Ямал-СПГ» – это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый газ, за который «Газпром» передал бы (налоги) в бюджет РФ. То есть это явная потеря бюджетной эффективности», – заявил замначальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко.

Владимир Путин подчеркнул, что конкуренции между двумя видами российского газа на внешнем рынке необходимо избегать, но зато стоит продвигать СПГ на внутренний рынок – за счет перевода на газомоторное топливо общественного транспорта, а также за счет поставок СПГ в удаленные населенные пункты, где нет сетевого газа.

К слову, на начало 2017 года уровень газификации природным газом в России, по данным Минэнерго, составлял 67,2%: в городах и поселках городского типа – 70,9%, и на селе – 57,1%. За прошедший год он вырос всего на 1%, а инвестиции в газификацию уменьшились на 9%. Очевидно, что обеспечивать газом население собственной страны гораздо менее прибыльно, чем его экспортировать: потребители платят за него меньше, чем в Европе, а у регионов нет средств на оплату газификации. Что же касается СПГ, то он значительно дороже магистрального. Для обеспечения им населенных пунктов, отдаленных от газотранспортной системы, там собираются возводить малотоннажные заводы. Вряд ли это сильно поможет решению проблемы газификации страны.

С точки зрения освоения новых технологий и создания рабочих мест, эффективность госвложений в производство СПГ – также вопрос спорный. Пока эти рабочие места создаются, в основном, не у нас, отметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Так, на «Ямал СПГ» из десяти подрядчиков российский только один, а в газовозе «Кристоф де Маржери», который строился в Корее, из российского – только деньги и фанера. При этом проекты, связанные с СПГ, невозможны без крупных иностранных партнеров, а они будут участвовать в них лишь на очень выгодных условиях. Так, «Ямал СПГ» – частный проект – получил колоссальную поддержку государства в плане финансов и налогов: нулевой НДПИ на длительный срок, сниженный налог на прибыль и другие преференции. Государство предоставило участникам проекта кредиты, инвестировало в инфраструктуру, строит за свой счет ледоколы-газовозы и при этом даже не получает пошлины от экспорта СПГ.

«Целесообразно ли было тратить такие колоссальные инвестиции на этот проект, когда можно было эти средства гораздо эффективней потратить на том же нефтегазовом рынке? Конечно, определенный эффект есть. Но если суммировать все вложения, возврат инвестиций крайне спорный», – считают некоторые эксперты.

Преимущества сжиженного природного газа

  1. В процессе сжижения плотность газа увеличивается в сотни раз, что повышает эффективность и удобство хранения, а также транспортировки и потребления энергоносителя.
  2. Сжиженный природный газ – нетоксичная криогенная жидкость, хранение которой осуществляется в теплоизолированной емкости при температуре –162°С. Большие объемы СПГ возможно хранить в специальных наземных резервуарах при атмосферном давлении.
  3. Возможность межконтинентальных перевозок СПГ специальными танкерами-газовозами, а также перевозка железнодорожным и автомобильным видами транспорта в цистернах.
  4. Сжиженный природный газ дает возможность газификации объектов, удаленных от магистральных трубопроводов на большие расстояния, путем создания резерва СПГ непосредственно у потребителя, избегая строительства дорогостоящих трубопроводных систем.

С точки зрения потребителя, преимущества сжиженного природного газа, исходя из его состава и физических свойств, состоят еще и в том, что СПГ является не только источником сухого природного газа, транспортируемого по газопроводам, а также источником ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов – этана, пропана, бутанов и пентанов), входящих в состав СПГ и выделяемых из СПГ при регазификации. Эти углеводороды используются в качестве нефтехимического сырья и в качестве источника экологически чистого топлива для различных видов транспорта (а также в быту). В процессе регазификации на терминале СПГ будет происходить выделение фракции С2+ или С3+. Возможность перевозить ШФЛУ в составе сжиженного природного газа выступает не только в пользу потребителя, но также решает и проблемы производителя по транспортировке ШФЛУ с газового месторождения.

Сжиженный природный газ представляет собой безопасный, экологически чистый вид топлива с высокими энергетическими характеристиками и октановым числом. Цена СПГ по стоимости у потребителя ниже цены сжиженного нефтяного газа, мазута и тем более дизельного топлива.

Импорт СПГ в Европу

На территории Европы расположено около тридцати крупных регазификационных терминалов, суммарная мощность которых по состоянию на конец 2016 г. превышала 218 млрд кубометров в эквиваленте природного газа. Однако в число крупнейших потребителей СПГ европейские страны не входят. Общий импорт СПГ в Европу в 2016 г. составил всего лишь 51 млрд кубометров в эквиваленте (15,3 % мирового рынка этого продукта). При этом крупные поставки осуществлялись в Испанию (13,2 млрд кубометров), Великобританию (10,5 млрд кубометров), Францию (9,7 млрд кубометров).

Одна из причин низкой активности европейских стран на рынке СПГ — его высокая стоимость. В результате существующие регазификационные мощности не востребованы, терминалы работают с довольно низкой загрузкой. В 2016 г. загрузка мощностей терминалов колебалась от 19 % в Нидерландах и 20 % в Великобритании до 31 % в Бельгии и 37 % в Италии  .

«Газпром» и конкуренция

Сейчас в России работает только один СПГ-завод, построенный в рамках проекта «Сахалин-2», оператором которого является Sakhalin Energy Investment Company. Контрольный пакет акций этой компании принадлежит «Газпрому», хотя изначально проект разрабатывали иностранцы: Shell и японские Mitsui (12,5 процента) и Mitsubishi (10 процентов). Российская монополия вошла в «Сахалин-2» в 2006 году, а уже через три года на нем начал работу СПГ-завод. В 2010-м он вышел на проектную мощность в десять миллионов тонн в год (впоследствии мощность планируется нарастить в полтора раза). Около 65 процентов сахалинского СПГ покупает Япония, остальные объемы поставляются в Северную Америку и Южную Корею.

Еще один СПГ-терминал монополия планирует построить во Владивостоке к 2018 году. Его мощность, как ожидается, также составит десять миллионов тонн топлива в год. Газ с владивостокского завода будет поставляться в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Танкер Cygnus Passage на терминале по отгрузке газа первого в России СПГ-терминала (проект «Сахалин-2»)
Танкер Cygnus Passage на терминале по отгрузке газа первого в России СПГ-терминала (проект «Сахалин-2»)

Если «Газпром» рассматривает СПГ-рынок как еще одну дополнительную возможность расширения экспортных поставок, то для его российских конкурентов развитие сжиженного газа может стать своеобразным «глотком свободы». Дело в том, что сейчас в России действует монополия на экспорт газа: все добывающие компании должны сдавать газ «Газпрому», который по своим трубопроводам доставляет его зарубежным потребителям.

В схеме с СПГ экспортная монополия теряет смысл, ведь никаких газопроводов для доставки газа не нужно. Следовательно, производители газа могут получить от СПГ дополнительную выгоду, начав конкурировать с «Газпромом» вне страны. И хотя решений по частичной отмене монополии в правительстве пока не приняли, очевидно, что так или иначе конкурентам «Газпрома» возможность продавать газ самостоятельно дадут. Тем более что лоббированием этого вопроса занимается бывший вице-премьер, а ныне руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.

Именно государственная «Роснефть» может стать конкурентом «Газпрома» на рынке СПГ. Нефтекомпания намерена построить завод по сжижению газа на Дальнем Востоке. По информации РИА Новости, терминал планируется возвести в порту Де-Кастри в Хабаровском крае, на берегу Татарского пролива. Глава компании Игорь Сечин заявлял, что мощность первой из трех очередей завода составит пять миллионов тонн в год, а его строительство необходимо завершить к 2019 году.

Другим конкурентом «Газпрома» является «Новатэк», который планирует совместно с Total построить завод по сжижению газа на Ямале ; французской компании принадлежит 20 процентов проекта. Терминал мощностью 16,5 миллиона тонн топлива в год будет сжижать газ с Южно-Тамбейского месторождения.

Раньше «Новатэк» и «Газпром» планировали работать на Ямале вместе. Два года назад конкуренты договорились о создании двух СП по разработке своих месторождений на Ямале и Гыдане. В рамках СП на Ямале планировалось организовать производство СПГ. В «Новатэке» отмечали, что проект ведется отдельно от совместного с французами «Ямал СПГ». В конце апреля этого года глава независимого производителя Леонид Михельсон заявил, что переговоры по СП с «Газпромом» нельзя назвать продуктивными. Представитель концерна Сергей Куприянов рассказал 25 апреля, что госкомпания рассчитывала получить 50 процентов, но «Новатэк» хотел оставить контроль за собой. По его словам, сотрудничество заморожено.

Возможно, именно под воздействием неудачи с «Новатэком», с одной стороны, и в связи с активными СПГ-планами «Новатэка» и «Роснефти» — с другой, «Газпром» решил, что и ему необходимо активизироваться в этой сфере. 23 мая глава концерна Алексей Миллер заявил, что в ближайшее время компания намерена заявить о «принципиально новом» российском СПГ-проекте. Деталей он не уточнил, но СМИ выяснили, что речь идет о возврате к планам строительства СПГ-терминала в порту Приморск (Ленинградская область).

Построить терминал в Приморске планировалось еще в 2004 году. Совместное предприятие «Газпрома» и судоходной компании «Совкомфлот» получило 270 гектаров земли под строительство завода. В 2007 году проект, названный Baltic LNG, признали нерентабельным, и «Газпром» отказался от него в пользу Штокмановского месторождения, судьба которого впоследствии оказалась под вопросом. В 2011 году новым собственником Baltic LNG стал «Сибур»; в 2013 году компания ликвидировала проект по неизвестным причинам.

Схема проекта «Сахалин-2»
Схема проекта «Сахалин-2»

По информации «Коммерсанта», «Газпром» решил реанимировать Baltic LNG в расчете на захват доли европейского СПГ-рынка, где пока лидирует Катар. Проект может принести «Газпрому» не только денежную выгоду, но и моральное удовлетворение — с его помощью российская компания может заставить работать на себя нормы Третьего энергопакета, направленного как раз против концерна. В соответствии с этим соглашением владельцы газопроводов должны предоставить доступ к ним третьим лицам. Энергопакет распространяется и на терминалы по регазификации, на которые, в свою очередь, может претендовать «Газпром».

Очевидно, что направлять сжиженный газ российской монополии имеет смысл в те страны, которые он не охватывает газопроводами, то есть речь идет, прежде всего, о Великобритании и части стран Южной Европы. Однако на юге «Газпром» планирует построить «Южный поток» (он, правда, не дойдет до Португалии и Испании), а к Великобритании хочет тянуть одну из ниток «Северного потока». Как коррелируют планы по строительству СПГ-завода и газопроводов, пока неизвестно.

В 2011 году РФ заняла восьмое место по объему экспорта сжиженного газа с долей в четыре процента. Если российским компаниям удастся выполнить намеченные планы, к 2020 году СПГ-мощности в РФ составят почти 57 миллионов тонн в год (76 миллиардов кубометров), то есть экспорт увеличится многократно, а СПГ займет существенную долю от всего экспорта газа. На пути СПГ может встать только время: если конкуренты России на мировом рынке введут в строй свои СПГ-мощности раньше, а США решатся на массовый экспорт топлива, для российского газа может попросту не остаться места.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/ck_gaz/chem-otlichaetsia-sjijennyi-gaz-ot-prirodnogo-gaza-5e166e71433ecc00ae3fe19c
  • https://sovet-ingenera.com/gaz/standart/kak-szhizhaetsya-gaz.html
  • https://petrodigest.ru/info/terms/s-ru-terms/spg-szhizhennyj-prirodnyj-gaz
  • https://lngas.ru/natural-gas-lng/fiziko-ximicheskie-svojstva-spg.html
  • https://wiki2.net/%D0%A1%D0%B6%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B0%D0%B7
  • https://zen.yandex.ru/media/kapital-rus.ru/konkurenciia-mejdu-dvumia-vidami-gaza-ili-zachem-rossii-nalajivat-proizvodstvo-spg-5c200928905c3800aa300ce3
  • https://lngas.ru/about-lng
  • https://wiki.moda/wikipedia/%D0%A1%D0%B6%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B0%D0%B7
  • https://lenta.ru/articles/2013/05/24/lng/

[свернуть]
Наверх
Adblock
detector