Деньги пойдут в трубу

Дата публикации: 26 июня 2020

История

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.

В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 %

Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 % .

Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км  . По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила  250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс. км и нефтепродуктопроводов 20 тыс. км .

Нефтепроводы

Магистральные нефтепроводы РоссииДополнительные сведения: Нефтепровод

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти  .

Действующие [ править | править код ]

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
  • Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
  • Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон;
  • Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск;
  • Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
  • Туймазы — Омск — Новосибирск;
  • Туймазы — Уфа;
  • Калтасы — Языково — Салават;
  • Шкапово — Салават;
  • Сургут — Полоцк;
  • Александровское — Анжеро-Судженск;
  • Красноярск — Ангарск;
  • Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Балтийская трубопроводная система-II (рабочая мощность 30 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод (рабочая мощность 58 млн тонн в год);
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Баку — Новороссийск;
  • Узень — Атырау — Самара.
  • Заполярье — Пурпе
  • Куюмба — Тайшет

Единая система газоснабжения России

«Газпром» располагает крупнейшей в мире газотранспортной системой. Ее основная часть входит в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. ЕСГ представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.

Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки, ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках.

Также Группа «Газпром» владеет магистральными газопроводами на Дальнем Востоке России: «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», «Соболево — Петропавловск-Камчатский».

Общая протяженность газотранспортной системы на территории России составляет 172,6 тыс. км. В транспортировке газа используются 254 компрессорные станции с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов 47,1 тыс. МВт.

Центральная диспетчерская «Газпрома»

Единая система газоснабжения России управляется из Центральной диспетчерской «Газпрома». Здесь осуществляется круглосуточный контроль обеспечения надежного и бесперебойного снабжения природным газом российских и зарубежных потребителей.

Особенности перемещения посредством труб

В нашей стране большая часть природного газа доставляется потребителю посредством трубопроводов. Для газовых магистралей характерно значительное сечение и способность выдерживать внутреннее давление от 75 атм. Для его поддержания на нужном уровне используются компрессорные станции.

Надежность газотранспортной системы

Компания «Газпром» делает все необходимое, чтобы ее газотранспортная система была максимально надежной. Для этого применяются эффективные способы диагностики, своевременно осуществляются ремонтные и обслуживающие мероприятия. За основу работы руководство компании берет инновационные приемы управления и контроля за техническим состоянием и герметичностью ГТС.

Преимущества и недостатки

К несомненным достоинствам транспортировки природного газа посредством трубопроводов можно отнести следующее:

  • небольшие финансовые затраты на перекачку;
  • высокая скорость доставки больших объемов топлива к заказчику;
  • бесперебойность работы (система функционирует круглосуточно в автоматическом режиме);
  • минимизация потерь при транзите;
  • простота использования и обслуживания магистралей;
  • отсутствие утечек в окружающую среду.

Имеются у этого метода и некоторые минусы:

  • во время перекачки газу приходится преодолевать внутренне трение;
  • необходимость капиталовложений на обустройство и обслуживание линий;
  • проблемы с применением в регионах с суровым климатом;
  • невозможность перекачки сжиженного газа;
  • нужда в периодическом ремонте трубопровода;
  • статичность первоначального маршрута ГТС.

Экологические проблемы газовой промышленности. В процессе освоения нефтяных и газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока, срезка микрорельефа. Такие нарушения, даже будучи временными, приводят к сдвигам в тепловом и влажном режимах грунтовой толщи и к существенному изменению ее общего состояния, что обуславливает активное, часто необратимое развитие экзогенных геологических процессов. Добыча нефти и газа приводит также к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды.

Особо следует остановиться на возможных необратимых деформациях земной поверхности в результате извлечения из недр нефти, газа и подземных вод, поддерживающих пластовое давление. В мировой практике достаточно примеров, показывающих, сколь значительным может быть опускание земной поверхности в ходе длительной эксплуатации месторождений. Перемещения земной поверхности, вызываемые откачками из недр воды, нефти и газа, могут быть значительно большими, чем при тектонических движениях земной коры.

Неравномерно протекающее оседание земной поверхности часто приводит к разрушению водопроводов, кабелей, железных и шоссейных дорог, линий электропередач, мостов и других сооружений. Оседания могут вызывать оползневые явления и затопление пониженных участков территорий. В отдельных случаях, при наличии в недрах пустот, могут происходить внезапные глубокие оседания, которые по характеру протекания и вызываемому эффекту мало отличимы от землетрясений.

Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами, главным образом в период разведки месторождений (при бурении скважин). Иногда эти предприятия, несмотря на то, что газ экологически чистое топливо, загрязняют открытые водоемы, а также почву.

Природный газ отдельных месторождений может содержать весьма токсичные вещества, что требует соответствующего учета при разведочных работах, эксплуатации скважин и линейных сооружений. Так, в частности, содержание сернистых соединений в газе нижней Волги настолько велико, что стоимость серы как товарного продукта, получаемого из газа, окупает затраты на его очистку. Это является примером очевидной экономической эффективности реализации природоохранной технологии.

На участках с нарушенным растительным покровом, в частности по трассам дорог, магистральных газопроводов и в населенных пунктах, увеличивается глубина протаивания грунта, образуются сосредоточенные временные потоки и развиваются эрозионные процессы. Они протекают очень активно, особенно в районах песчаных и супесчаных грунтов. Скорость роста оврагов в тундре и лесотундре в этих грунтах достигает 15-20 м в год. В результате их формирования страдают инженерные сооружения (нарушение устойчивости зданий, разрывы трубопроводов), необратимо меняется рельеф и весь ландшафтный облик территории.

Состояние грунтов не менее существенно изменяется и при усилении их промерзания. Развитие этого процесса сопровождается формированием пучинных форм рельефа. Скорость пучения при новообразовании многолетнемерзлых пород достигает 10-15 см в год. При этом возникают опасные деформации наземных сооружений, разрыв труб газопроводов, что нередко приводит г гибели растительного покрова на значительных площадях.

Загрязнение приземного слоя атмосферы при добыче нефти и газа происходит также во время аварий, в основном природным газом, продуктами испарения нефти, аммиаком, ацетоном, этиленом, а также продуктами сгорания. В отличие от средней полосы, загрязнение воздуха в районах Крайнего Севера при прочих равных условиях оказывает более сильное воздействие на природу вследствие ее пониженных регенерационных способностей.

В процессе освоения нефтегазоносных северных районов наносится ущерб и животному миру (в частности, диким и домашним оленям). В результате развития эрозионных и криогенных процессов, механического повреждения растительного покрова, а также загрязнения атмосферы, почв и т. п. Происходит сокращение пастбищных площадей.

Основные цели, задачи и приоритеты развития газовой промышленности определены государственным документом «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», утвержденным Правительством РФ в августе 2003 г.

Энергетическая стратегия РФ предусматривает формирование до 2020 г. двух новых газодобывающих регионов: на полуострове Ямал и прилегающих шельфах арктических морей, а также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с шельфом дальневосточных морей.

Новые регионы перспективной газодобычи будут играть различную роль в развитии газотранспортной системы и газовой отрасли России в целом.

Освоение Ямала является практически безальтернативным способом компенсации падения добычи газа на существующих уникальных месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона и обеспечения устойчивого газоснабжения Европейской части страны.

Газотранспортные системы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в основном предназначены для снабжения местных потребителей и экспорта в страны Азиатско — Тихоокеанского Региона. Рассматриваются варианты сооружения газопровода, связывающего газотранспортную систему Восточной Сибири с ЕСГ.

Для строительства новых газопроводов будут использованы современные проектно-технологические решения, обеспечивающие: повышение рабочего давления, использование труб с внутренним гладкостным покрытием, применение газоперекачивающих агрегатов повышенной экономичности, надежности, с оптимизированными компоновочными решениями.

Новая система газопроводов с полуострова Ямал, создаваемая на базе высокоэффективной газотранспортной технологии и газоперекачивающей техники, должна стать ключевым звеном Единой Системы Газоснабжения России, в котором будут сосредоточены самые передовые и перспективные технические и технологические решения.

Другим крупным районом газодобычи станет Восточная Сибирь и Дальний Восток с акваторией острова Сахалин. Добыча газа из месторождений морского шельфа острова Сахалин позволит обеспечить потребителей Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев и осуществить подачу газа на экспорт в КНР, Японию и КНДР в объеме до 25 млрд. м3/год.

Для транспортировки газа месторождений морского шельфа острова Сахалин до Владивостока планируется строительство газопровода протяженностью более 1600 км.

После визита Президента Российской Федерации в Китайскую Народную Республику был дан старт работам по проекту «Алтай», по которому сегодня ведутся проработки.

Он будет располагаться между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Там он может соединиться с китайским газопроводом «Восток—Запад», по которому газ дойдет до Шанхая. Планируемая протяженность газопровода — около 6700 км, из которых 2700 км должны пройти по территории России.

Таким, образом мы видим, что инфраструктура газотранспортной системы Российской Федерации находится в процветании. ГТС России является самой большой в мире и имеет огромнейшие перспективы. Развиваясь и распространяясь в другие страны, система будет давать огромную прибыль для страны. Перспективным является экспорт газа в страны СНГ и Европы, многие из которых не могут обеспечить свои внутренние потребности. Долгосрочные проекты, такие как Ямал — Европа, проекты по доставке газа в Юго-Восточную и Южную Европу, в Балтию, в Белоруссию, в Молдавию, на Украину, хотя и требую больших денежных затрат, но по, прогнозам специалистов, должны в несколько раз окупить себя. Особенно выгодно поставлять газ в Европу, где импорт в обозримом будущем будет стабильно увеличиваться.

Газ, несомненно является безопасным по добыче ресурсом, в отличии от нефти, но нарушения окружающей среды, обусловленные изменением инженерно-геологической обстановки при добыче газа, возникают, по существу, везде и всегда. Избежать их полностью при современных методах освоения невозможно. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия, рационально используя природные условия.

Европа

Один из самых длинных в мире подводных газопроводов проложен между Норвегией и Великобританией по дну Северного моря. Магистральный газопровод «Лангелед» соединяет норвежское газовое месторождение Ормен Ланге с британским терминалом Исингтоном. Его протяженность составляет 1200 км. Строительство началось в 2004 году, официальное открытие прошло в октябре 2007 года в Лондоне.

Ближний Восток

Газопровод «Иран – Турция», протяженностью 2577 км проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару. Изначально газопровод «Тебриз — Анкара» с пропускной способностью 14 млрд. м³ газа в год должен был стать частью трубопровода «Парс», что позволило бы соединить европейских потребителей с крупным иранским газоносным месторождением «Южный Парс». Однако из-за санкций Иран не смог приступить к реализации данного проекта.

Азия

Китайский газопровод «Запад – Восток», протяженностью 8704 км, соединяет базовые северо-западные ресурсы Таримского бассейна — месторождение Чанцин, запасы которого оцениваются в 750 миллиардов кубометров газа — с экономически развитым восточным побережьем Поднебесной. Газопровод включает в себя одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений. Проектная мощность трубопровода — 30 млрд. м³ природного газа в год. Тысячи километров труб протянулись через 15 регионов провинциального уровня и проходят через различные природные зоны: плато, горы, пустыни и реки. Трубопровод «Запад-Восток» считается самым масштабным и наиболее сложным проектом в газовой отрасли, когда-либо реализованным в Китае. Цель проекта – развитие западных регионов Китая.

Газопровод «Средняя Азия – Центр», протяженностью 5000 км соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Первая очередь трубопровода была пущена в эксплуатацию еще в 1967 году. Впервые в истории мировой газовой промышленности были использованы трубы диаметром 1200–1400 мм. При строительстве были осуществлены подводные переходы магистрального газопровода через крупнейшие реки региона: Аму-Дарья, Волга, Урал, Ока. К 1985 году газопровод «Средняя Азия – Центр» превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд. м³.

Газопровод «Туркмения — Китай» проходит по территории четырех стран (Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Китай) и имеет протяженность 1833 км. Строительство трубопровода началось в 2007 году. Официальная церемония открытия газопровода состоялась 14 декабря 2009 года на месторождении Самандепе (Туркмения). Диаметр труб – 1067 мм. Проектная мощность газопровода — 40 млрд. м³ природного газа в год.

Газопровод «Северный поток-2», даже если он будет достроен, принесет Газпрому одни убытки. В соответствие с требованиям ЕС , половину его мощности – 27,5 млрд кубометров в год из 55 млрд – российской газовой монополии придется отдать независимым поставщикам. Но таковых физически не существует.

Как известно, плавучий трубоукладчик «Академик Черский», который должен был завершить строительство газопровода «Северный поток–2», подошел наконец к району, в котором остановилась прокладка трубы — к острову Борнхольм в исключительной экономической зоне Дании.

В конце 2019 года из-за санкций США основной подрядчик «Газпрома» — швейцарская компания Allseas — приостановила работы в Дании и отвела все свои суда, строившие трубопровод. В декабре прошлого года министр энергетики России Александр Новак заявил, что газопровод «Северный поток–2» может быть достроен находящимся на Дальнем Востоке судном «Академик Черский», который и отправился в долгий путь по морям и океанам.

Но, кажется, не успел, поскольку стоивший 10 млрд евро и заблокированный санкциями США проект «Северный поток-2» получил новый и, похоже, финальный удар со стороны властей Германии, которые «контрольным выстрелом» лишили газопровод последней надежды на окупаемость, — сообщает «Русский Монитор»

В минувшую пятницу Германия приняла решение отказать компании Nord Stream 2 AG в выведении проекта из-под требований обновленной Газовой директивы ЕС. Регулятор немецкого энергорынка постановил, что «Северный поток-2» должен соответствовать европейским нормам конкуренции На практике это означает, что даже если газопровод будет достроен к концу 2020 года, половину его мощности – 27,5 млрд кубометров в год из 55 млрд – российской газовой монополии придется отдать независимым поставщикам.

Выполнить требования «Газпром» не в состоянии: лишь его месторождения подключены к «Северному потоку-2», а кроме того, ни одна российская компания не имеет права на экспорт трубопроводного газа. Иными словами, труба останется полупустой. Напомним, что газопровод «Северный поток-2» подпадает под ограничения, связанные с газовой директивой ЕС, поскольку не был завершен до мая 2019 года, сообщили эксперты.

В подобной ситуации нам трудно было бы удержаться от злорадства, если бы не одно но: на строительство никому не нужного газопровода, единственная цель которого – это наказать Украину, и пустить транзит газа в обход её территории, в землю, в прямом смысле этого слова, закопали триллионы наших с вами денег.»

Сетевой аналитик Анатолий Несмиян пишет по этому поводу:

«Фактически это крах проекта, причем окончательный. Газпром провалился во всех своих грандиозных проектах поставки газа в Европу, да и с поставками газа в Китай ситуация не слишком лучше, так как пока базовые месторождения не имеют достаточных объемов для загрузки Силы Сибири до проектных мощностей. Дополнительный газ можно перебросить с Сахалина, но теперь и этот проект сдвинут по срокам, так как «Академик Черский», который и должен был укладывать трубы к материку, спешно переброшен в сторону Балтики и точно в этом году не приступит к сахалинскому проекту.

С таким управлением пафосно выплачиваемые рекордные дивиденды за 2019 год выглядят пиром во время чумы, но с другой стороны, Газпром для того и существует, чтобы пилить деньги и разносить их по нужным кошелькам. Все остальное — второстепенные детали…»

Не менее пессимистичный взгляд на проблему и у аналитика Андрея Нальгина:

«А немцы, конечно, красавцы. На словах бунтовали против американских санкций в отношении строительства «Северного потока–2», завершённого практически на 90%. А на деле. (…) Теперь же они настроены весьма сурово именно к России. (…) Технически, Nord Stream 2 ещё может обжаловать это постановление в Высшем земельном суде Дюссельдорфа. Но тот может передать дело в Европейский суд в Люксембурге, среди 28 судей которого далеко не все рады расширению присутствия российского газового монополиста на рынке ЕС.

Конечно, это ещё не конец «Северного потока-2» именно как трубопроводного проекта. Даже после поражения у регулятора и в судах достроить нитку, наверное, будет возможно. И патриотическая общественность недаром с придыханием следит за маневрами трубоукладчика «Академик Черский», теоретически способного подводную часть стройки завершить (в какие сроки – вопрос отдельный).

Но это практически нокаутирующий удар по экономике проекта. Его окупаемость и в лучшие времена, когда цены на ископаемое топливо были много выше нынешних, вызывала большие сомнения. (…) В свете новой энергетической реальности, которая уже сказалась негативно на экспортной выручке «Газпрома», снизившейся на 16% за прошлый, относительно благополучный год, наше всё, похоже ждут крайне суровые времена. А вот вопрос, кто заплатит за просчёты и ошибки национального достояния, наверное, риторический?»

Российский концерн становится поставщиком, с которым лучше не связываться

Турция идет путем Европы: отказывается от российского газа. В 2019 год поставки «Газпрома» на турецкий рынок упали просто катастрофически — на 8 млрд. кубометров, до 14,4−14,8 млрд. кубов. Такой вывод следует из данных Совета по регулированию энергорынка Турции (EPDK).

Что принципиально, теперь дорогущий «Голубой поток» (газопровод стоимостью $ 3,4 млрд. принадлежит компании Blue Stream Pipeline BV — СП «Газпрома» и итальянской корпорации ENI, — «СП») простаивает недогруженным на треть. По нему поставлено 10,3−10,6 млрд. кубометров, тогда как мощность «трубы» позволяет прокачивать 16 млрд. кубометров газа в год.

Можно сказать, ЭрдоганРеджеп Тайип оставил «Газпром» с носом: Турция впервые за 13 лет покинула тройку крупнейших зарубежных покупателей «Газпрома». Теперь впереди Германия, Италия и Австрия, хотя экономика последней в два раза меньше турецкой.

Причем, турки не сидят без газа. Просто, наконец, заработал газопровод TAP, по которому газ из месторождения Шах-Дениз в Каспийском море идет в турецкий Эрзерум, а оттуда — в Грецию. Эта труба позволила Турции разом увеличить на 1,9 млрд. кубометров (на 29%) импорт из Азербайджана.

Напомним, TAP выведен из-под действия Третьего энергопакета ЕС, который в свое время помешал «Газпрому» построить «Южный поток». Правда, газ Шах-Дениза обещан нескольким проектам (TAP и Poseidon сначала конкурировали за азербайджанский газ), и на рынке опасались, что его может не хватить для заполнения TAP. Но, как видим, опасения оказались напрасными.

Плюс, Турция нарастила поставки сжиженного природного газа. За 11 месяцев 2019 года они составили 10,9 млрд. кубометров, а за 12 месяцев могут вырасти минимум до 12 млрд. кубов. Это на 7% больше, чем в 2018-м году.

Примечателен список поставщиков СПГ. Это США (980 млн. кубометров), Алжир (5,068 млрд. кубов), Катар (1,93 млрд.), Нигерия (2,13 млрд.). Эпизодические поставки СПГ приходили также из Экваториальной Гвинеи, Египта, Тринидада и Тобаго, Норвегии и даже Франции, сообщает EPDK. Зато продукции российского НОВАТЭК в этом списке нет.

Можно сказать, Эрдоган действует в своей фирменной манере. Когда ему нужно, уверяет Кремль в дружбе, но при случае не упускает возможности ударить «русского друга» в спину.

Возможно, с газом турки просто выкручивают нам руки. Четыре года назад между Анкарой и Москвой возник ценовой спор. Поводом стала скидка, которую «Газпром» предоставил турецким компаниям, но захотел отменить. Стороны неоднократно обращались в суд, впоследствии конфликт вышел на уровень президентов. В апреле 2019 года Владимир Путин и Эрдоган обсудили ситуацию, но не смогли снять противоречия.

Теперь, пользуясь аномально теплой зимой в Европе и рекордным падением цен на спотовом рынке газа, Турция спешит наказать «Газпром» за несговорчивость. Если так — ситуация с поставками в Турцию к концу 2020 года, когда рынок газа по прогнозам выровняется, вернется на круги своя.

Но может и не вернутся.

Уменьшение закупок российского газа — тревожный звонок для Кремля. Ситуация с недогруженным «Голубым потоком» рискует стать модельной и для «Северного потока-2», и для «Турецкого потока».

Проблема в том, что поставки энергоносителей стали частью глобальной политики США, и российские газопроводы путаются у Вашингтона под ногами. Раз так, все поставки по российским трубам автоматически дополняются немалыми рисками. Эти риски и турки, и европейцы уже сегодня пытаются свести к минимуму — развивают инфраструктуру по приему СПГ, что низводит российские газопроводы до статуса резервных. «Газпрому» при этом остается одно: подсчитывать многомиллиардные убытки.

— Ситуация, которая сложилась в мире на рынке газа, сама по себе стимулирует диверсификацию поставщиков, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич . — Но, конечно, дело усугубляет геополитический фактор. Обеспечение газом — вопрос национальной безопасности. Именно так его трактует и ЕС, и Турция. Понятно, при таком раскладе приоритет будет всегда отдаваться собственным интересам.

Если страна-поставщик является монополистом на рынке, или если она не является дружественной, в отношении нее всегда будет проводиться определенный курс. Скажем, если спрос упадет — от энергоносителей такой страны откажутся в первую очередь. Или если будет выбор из двух поставщиков на сопоставимых условиях — всегда исключат того, кто считается потенциально-опасным.

Этого курса давно придерживается Европа, который ввела Третий энергопакет, чтобы снизить зависимость от российских поставок. Аналогичный курс теперь проводит и Турция. Тем более, у турок имеются для этого все возможности. Вокруг республики множество поставщиков трубопроводного газа, плюс появляется возможность приобретать СПГ.

«Газпрому» в такой ситуации, я считаю, пора понять, что по-другому уже быть не может. И его радужные мечты о наращивании экспорта ни на чем не основаны. Просто потому, что появились технологические возможности для снижения зависимости от поставщиков, и прежде всего от российских.

«СП»: — Турция сейчас добивается от «Газпрома» скидки, или на кону геополитика?

— Турция, как и Запад, считает, что Россия способна при случае спровоцировать кризис, перекрыв поставки трубопроводного газа. Плюс, при выборе поставщика Анкара принимает во внимание интересы более сильных и союзных стран — прежде всего, США.

Не следует забывать, что Турция и США находятся в военном блоке, а Дональд Трамп прямо говорит, что союзники по НАТО должны ориентироваться на поставки американского СПГ. Еще в большей степени, замечу, слова Трампа относятся к европейским союзникам США, которые платят взносы в Североатлантический альянс не в полном объеме. Эту «дельту» Вашингтон хочет получить, в том числе, поставками американского газа.

«СП»: — «Северный поток-2» и «Турецкий поток» могут в итоге остаться полупустыми — как сейчас «Голубой поток»?

— Конечно, могут. Сейчас у «Газпрома» оказалось слишком много каналов поставок в Европу — после того, как концерн подписал пятилетний договор на транзит через территорию Украины значительных объемов голубого топлива.

Теперь рассматривается даже вариант остановки поставок через Белоруссию и Польшу — они оказываются ненужными.

Тот же «Турецкий поток», вторая его нитка, предназначена для транспортировки российского газа в Европу. Но Европа просто не в состоянии всосать такое огромное количество голубого топлива. У европейцев нет роста потребления газа: экономика ЕС не является энергозатратной, в Евросоюзе практически не осталось энергоемких производств.

Зато в Европе имеется инфраструктура по приему СПГ, мощности которой позволяют уже сегодня полностью отказаться от российских поставок. А желающих поставлять СПГ — вагон и маленькая тележка.

Да, «Газпром» понастроил трубопроводы в Европу. 10−15 лет назад концерн горячо доказывал, что сланцевая революция — ерунда, и СПГ в Европе нет, и никогда не будет. Но получилось ровно наоборот — уже сегодня российские газопроводы, в значительной мере, перешли для европейцев в разряд резервных. Но с этим, понятно, ничего уже не поделаешь: многочисленные нитки «Газпрома» так и будут стоять недогруженными.

«СП»: — За это должен кто-то отвечать — за то, что огромные государственные деньги оказались спущенными в трубы?

— «Газпром» — это очевидно — провалил свою политику. Концерн десятилетиями все делал неправильно: неверно оценивал геополитические риски, раздувал затраты, ничего не делал для развития перспективных технологий добычи. И при этом никто руководство концерна не трогает — «Газпром» у нас вне критики. Почему так происходит — вопрос чисто политический.

— Турция де-факто превратилась в большой газовый хаб — ее инфраструктурные возможности для поставок намного превышают собственные потребности, — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Анкара этим умело пользуется: маневрирует между разными поставщиками трубопроводного газа, и поставщиками СПГ. По сути, нынешнюю долю турецкого рынка, которую «Газпром» потерял, занял Азербайджан.

Но я бы не стал ставить знак равенства межу турецкой ситуацией и европейской. В Европе просто нет такого избытка инфраструктурных мощностей. Да, там имеются терминалы СПГ, но они находятся в южной части Европы, плюс Северное море не блещет новыми запасами газа.

Поэтому, едва в Европе наступает холодная зима, европейская инфраструктура загружается под завязку. Так что не думаю, что «Северный поток-2» и «Турецкий поток» будут простаивать. То, что происходит на рынке газа сейчас — исключение из правила.

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://www.gazprom.ru/about/production/transportation/
  • https://fabricators.ru/article/kak-transportiruyut-gaz
  • https://otherreferats.allbest.ru/geology/00612067_0.html
  • https://mavego.ru/2015/12/26/krupneyshie-magistralnyie-gazoprovodyi/
  • https://newizv.ru/article/general/03-05-2020/dengi-poydut-v-trubu-kak-evropa-nakazala-gazprom-i-vsyu-rossiyu
  • https://svpressa.ru/economy/article/256463/

[свернуть]
Наверх
Adblock
detector