6 самолетов на солнечной энергии

Дата публикации: 20 февраля 2015

solar-airplane-0Мы уже рассказывали о разработке самолетов, полностью питающихся только энергией солнца. В прошлый раз был рассказ о том, что Solar Impulse 2 готовится совершить кругосветный перелет. Среди новостей от 5 февраля упоминался проект солнечного беспилотника Zephyr. Оказывается это далеко не единственные разработки летательных аппаратов на солнечной энергии. Сегодня публикуется подборка материалов, в которых рассказано о других проектах солнечных самолетов. Щелчок мыши по приводимым ниже картинкам приведет вас на сайт, где вы сможете найти дополнительную информацию о соответствующем проекте (но на английском).

Мавр сделал свое дело, мавр может уйти

PathfinderPathfinder первоначально (в начале 1980-х годов) разрабатывался с целью создания высотного летательного аппарата, способного долгое время находиться в воздухе. Его 8 электромоторов (через некоторое время их число было сокращено до 6) вначале работали от батарей. Через какое-то время от разработки проекта отказались и аппарат 10 лет пылился на складе. В 1993 году о нем вспомнили и в течение недолгого времени в конце 1993 и начале 1994 года он еще летал, получая энергию уже не только от батарей, но и от солнечных панелей.

В 1998 году Pathfinder была создана модифицированная длинно-крылая версия под названием Pathfinder-Plus. Летом 2002 года Pathfinder-Plus выполнил несколько демонстрационных полетов для подтверждения того, что можно создать дистанционно- управляемый высотный аппарат, не загрязняющий окружающую среду, для использования в коммерческих целях.

Centurion Centurion — это легкий, дистанционно-управляемый и питающийся от солнечных батарей аппарат типа «летающее крыло», который разрабатывался с целью демонстрации возможности использования солнечной энергии для длительных высотных полетов. Его рассматривали как демонстрационную модель будущего флота питающихся от солнца летательных аппаратов, способных находиться в воздухе недели и месяцы, с целью сбора научных данных, получения снимков земли или для использования в качестве платформы для телекоммуникационного оборудования.

В январе 1999 года на основе Centurion-а начата разработка проекта Helios.

Helios Helios — это прототип беспилотного «летающего крыла» на солнечной энергии, управляемый дистанционно. Он разрабатывался NASA с целью демонстрации технологической возможности создания аппаратов типа «атмосферный спутник» в рамках проекта Environmental Research Aircraft and Sensor Technology (ERAST). До своего крушения в 2003 году Helios поднялся на рекордную высоту для винтовых аппаратов — почти 97 000 футов.

Мечтаем о кругосветных перелетах

Hy-Bird В рамках проекта “Hy-Bird”, разрабатываемого французской фирмой Lisa, планируется облететь вокруг земного шара на самолете, на 100% питающемся от возобновляемых источников чистой энергии: солнца и водорода. Таким образом от этого аппарата не должно быть загрязнения атмосферы и, кроме того, он не должен бы производить такого шума, какой производят обычные самолеты. Фотоэлектрические элементы, размещенные на крыльях и горизонтальной части хвостового оперения должны производить достаточно энергии для взлета и питания бортового оборудования. Топливные элементы предназначаются для поддержания круизного полета. Электродвигатели, которые производят меньше шума, чем турбо-винтовые двигатели, призваны перемещать самолет в воздухе. Вес Hy-Bird — всего 1,1 тонны. Смотри также: Lisa Hy-Bird Seaplane Aims to Circle Planet on Solar Power

Sunseeker DuoSunseeker Duo разработан компанией Solar Flight, это третий проект солнечного самолета этой компании. Размах крыльев самолета — 22 метра, вес без нагрузки — 280 кг., питание — от 1510 солнечных ячеек с эффективностью 23%. Самолет способен лететь на солнечной энергии с двумя человеками на борту. Блок батарей, размещающийся в фюзеляже, предназначен для накопления энергии, вырабатываемой солнечными панелями на крыльях и хвосте. При необходимости Sunseeker Duo может быть сложен для перевозки на трейлере. Первый полет самолет совершил в декабре 2013 года и к настоящему времени налетал уже несколько сотен часов.

SUNSTARСамолет SUNSTAR создается компанией Solar Flight в рамках проекта HALE (High Altitude Long Endurance). Прототипом для SUNSTAR послужил предыдущий проект компании — Sunseeker Duo.

Чтобы обеспечить возможность полета на солнечных элементах в широком диапазоне погодных условий в течение месяцев или даже годов, солнечные элементы покрывают максимально возможную долю поверхности самолета. Для получения энергии при малых углах к солнцу солнечные ячейки размещены даже на боковых поверхностях.

Конфигурация с тремя моторами была выбрана для максимальной надежности. Два передних мотора служат для взлета и полета на малых высотах. После того, как самолет поднимется на рабочую высоту, эти моторы отключаются, пропеллеры складываются для уменьшения сопротивления воздуха, и полет продолжается на одном заднем моторе с толкающими винтами большего размера, что оптимально для больших высот. Этот мотор разработан специально для работы с низким потреблением энергии при полете в круизном режиме.

solar-airplane-5


2 июня 2014 года — первый полет Solar Impulse 2:

Наверх